Вторник, 16.04.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
200
Наш опрос
Какой дизайн вам больше нравится
Всего ответов: 50
Главная » 2009 » Март » 29 » Damages: первый сезон
Damages: первый сезон
19:00

Damages - это драматический сериал о молодом, амбициозном адвокате Эллен Парсонс, которая открывает для себя подводные камни работы в конторе великой и ужасной Пэтти Хьюз.

Нет, это не очередной процедурал на адвокатскую тему, а тщательно уложенное в интригующий сюжет и рассказанное богатыми художественными средствами сплетение историй ярких персонажей, сыгранных прекрасными актерами.

История главной героини, Эллен, разворачивается в первом сезоне в двух направлениях. Центральная линия всего сезона - это ее противостояние с Пэтти Хьюз. Мы, зрители, видим в Эллен молодой вариант Пэтти (точнее, надеемся на это - а сериал уже в самом начале, в сцене представления персонажа Эллен в офисе адвоката Ная, закладывает для нашей надежды твердое основание), в то время как Пэтти поначалу воспринимает ее лишь как одноразовый инструмент, и только ближе к кульминации сезона Эллен заставит ее уважать себя как достойного оппонента. Более того, экскурс в далекое прошлое Пэтти намекает нам, что она в какой-то момент начала видеть в Эллен (особенно на фоне непростых отношений с собственным сыном) больше, чем талантливую подчиненную, и этот аспект их отношений не только объясняет часть финала первого сезона, но и мог бы дать второму сезону дополнительную глубину. Но, при всей схожести их бойцовских качеств и острого ума, Эллен и Пэтти расходятся в вопросах морали, и этот конфликт, прозрачный для обеих его сторон, ложится в основу развязки их отношений в первом сезоне. И думаю, что дальнейшее развитие Эллен - подняться до уровня Пэтти, не отбросив по дороге мораль - это самая интересная интрига с точки зрения даже не какого-то отдельного будущего сезона, а всего сериала.

Другое направление развития персонажа Эллен в этом сезоне - довольно традиционный для адвокатских драм поиск баланса работы и личной жизни. При этом отношения Эллен с женихом не просто дополняют ее персонаж, иллюстрируя тяготы адвокатской карьеры, но прямо включаются в основную интригу сезона. Несмотря на то, что эта линия сама по себе развивается вполне предсказуемо, появление сумасшедшей Лайлы удерживает ее от скатывания в банальность. Именно персонаж Лайлы обеспечивает в итоге (несмотря на разнообразные ложные следы, расставленные по ходу сюжета) чистоту конфликта Дейвида с Эллен, не позволяя зрителю домыслить какие-то сторонние, пошлые мотивы помимо отношения Дейвида к работе Эллен на Пэтти. Лайла, которая в плохом сериале выглядела бы чужеродным, даже абсурдным элементом, здесь органично (вплоть до детали, определившей последние минуты жизни Дейвида) находит свое место.

Вторая история - это личная трагедия адвоката Рэя Фиска. Поначалу аккуратно скрытая от зрителя прочими сюжетными интригами и проявляющаяся лишь мимолетными деталями, она составляет ключевой элемент, который, словно замковой камень, скрепляет сюжетные линии сезона. Именно его, казалось бы, благородное решение позаботиться о своем “протеже” породило цепочку событий, которые затем позволят Пэтти впиться острыми когтями в его клиента, Фробишера, а трагический финал истории Фиска станет основой для конфликта между Эллен и Пэтти. В таланте Желько Иванека сомневаться не приходится: он убедительно раскрывает пропасть отчаяния, которое охватывает его персонаж по мере того, как тают последние надежды скрыть былые грехи (надо сказать, весьма незначительные по сравнению с делами некоторых других персонажей - и оттого его фигура еще трагичнее).

Наконец, третья история, дающая оболочку для сюжета сезона - это падение Артура Фробишера, харизматичного миллиардера. Теду Дэнсону, известному ранее в основном комедийными ролями, блестяще удался этот противоречивый персонаж. Фробишер, несомненно, преступник. Но видя, как он произносит проникновенные до сентиментальности речи от чистого сердца и мучается, когда их не воспринимают всерьез, как он искренне стремится оставить после себя значимый след, очистить свое имя хотя бы ради детей - невольно начинаешь ему сопереживать и даже иногда сомневаться в его виновности (ведь он прав, говоря о том что вокруг полно людей, только и ждущих удобного момента чтобы его нагнуть). Удивительным образом эта фигура способна вызывать как уважение за готовность встретить оппонентов с открытым забралом, так и презрение за трусость, с которой он идет на преступления, чтобы уйти от ответственности. Здесь так и подмывает добавить, что Фробишер являет собой редкий ныне типаж капиталиста-титана времен железных дорог и сталелитейных трестов, но это будет неправдой: капиталисты-титаны еще не перевелись, а он - вовсе не типичный их представитель, а романтизированный образ злодея-миллиардера, материализовавшийся из подсознания американской публики аккурат в эти трудные для страны времена. Но я отвлекся.

Для того чтобы уложить эти (а также не упомянутые мною, но тоже важные для сезона) растянутые во времени истории в закрученный, не отпускающий зрителя ни на мгновение сюжет, шоу использует несколько приемов.

Отдельные серии не концентрируются на каком-то одном персонаже; в них параллельно разворачиваются истории как Эллен, так и еще 2-3 героев. Истории эти иногда укладываются в пару сцен, а иногда занимают времени даже больше, чем линия Эллен - но они всегда переплетены между собой. Это позволяет внести дополнительную интригу с помощью агрессивного монтажа, когда небольшие ответвления параллельных историй показываются в виде последовательности сцен таким образом, чтобы зритель сделал поспешный, ложный вывод об их прямой связи. Ловушки эти, впрочем, живут недолго - правду зрителю раскрывают обычно в той же или в ближайшей серии. В чистом виде этот прием можно наблюдать начиная со второй половины 2 сезона Prison Break, когда первоначальная история полностью выхолощена, персонажи - исчерпаны, и всё что остается - это игра в кошки-мышки со зрителем. Но для первого сезона Damages это лишь один из вспомогательных инструментов поддержания зрительского интереса.

Другой инструмент - это флэшфорварды, хорошо известные нам по Лосту. Они не просто являют нам какие-то смутные намеки на грядущие события, а последовательно разворачивают картину будущего, которое изящно сольется с настоящим в развязке сезона. Флэшфорварды - оружие мощное и обоюдоострое: если применить их небрежно, они могут не заинтриговать, а запутать зрителя. Но в первом сезоне они блестяще усиливают драматический эффект, не только открывая по кусочкам картину предстоящей трагедии, но и работая на контрасте с настоящим, оттеняя соседние с ними сцены.

Вообще для сериала характерна плотная сцепка сцен через небольшие, но важные в контексте сюжета детали: визитка адвоката Ная, обручальное кольцо, мини-статуя Свободы. Кроме этого, для поддержания темпа внутри серии сериал иногда прибегает к пулеметным очередям коротких - пара слов, взглядов, жестов - сцен.

На усиление атмосферы работают параноидальные общие планы уличных сцен, когда иногда кажется, что за персонажами будто бы наблюдают с противоположного тротуара или из припаркованной неподалеку машины - и в паре случаев это смутное ощущение находит объяснение дальше по ходу сезона. Впрочем, уличные сцены дают также необходимую зрителю разрядку от клаустрофобных сцен в помещениях.

Менее заметные для зрителя, но весьма приятные мелочи, говорящие о качестве проработки сценария - это визуальные “рифмы” между сценами, находящимися на противоположных концах сезона. Так, в последних кадрах пилота мы видим пустой лодочный причал у загородного дома Пэтти - он же будет фоном (с небольшим отличием лишь в ракурсе) для последних кадров финала сезона. А первая встреча Фробишера с Ларри, пожилым истцом, начинается с кадров, где Фробишер демонстрирует ему старинное оружие - те, кто уже посмотрел сезон и помнит их последнюю встречу, поймут намек (ну а если дать волю воображению, то и сцену представления самого Фробишера, где его шурина увозят в больницу, тоже можно принять за еще один намек на финал его истории). И, хотя своего прямого двойника она не имеет, здесь также хочется отметить “говорящую” сцену представления  зрителю Рэя Фиска - его первую в сериале встречу с Пэтти, которая начинается с кадров грызни двух собак. Я ни в коем случае не хочу сказать, что в этих сценах создатели сериала что-то “зашифровали”, а зритель должен был о чем-то догадаться; нет, речь исключительно о том, что такие сцены - признак (хоть и необязательный) того, что сценаристы подошли к своей работе ответственно и уже на этапе написания пилота знали, как они закончат линию того или иного ключевого персонажа.

Помимо визуального ряда, атмосфера сериала создается еще и звуком. Звонок лифта из первой сцены пилота будет преследовать зрителя на протяжении всего сезона, напоминая ему даже в самых безобидных сценах (не говоря уже о намеренно вмонтированных отрывках) о трагедии, подоплека которой ему еще не ясна. А музыка в Damages - не только фон для усиления ощущения угрозы во флэшфорвардах, но и самостоятельный игрок, создающий настроение сцены - как, например, волшебная Night Of The Furies в сцене преследования Кейти убийцей на беззаботной весенней улице Нью-Йорка, или красноречивый The Payback на последних кадрах последней серии.

Что ж, payback - весьма многообещающая тема для продолжения блестящего первого сезона. А вот способны ли создатели сериала не уронить планку качества - это интрига, интересная сама по себе.

Просмотров: 639 | Добавил: КрасаФчегг | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Популярные
Полезное
Партнеры


Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Создание сайтов
  • Лучшие фильмы онлайн

  • Статистика





    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0